Люфт гребного вала подвесного лодочного мотора - как устранить?
Люфт гребного вала подвесного лодочного мотора - как устранить?
Какие параметры люфта допустимы для вала редуктора ПЛМ
Для радиального (поперечного) люфта в моторе, находящемся в статичном состоянии, предельно допустимым параметром считаются десятые доли мм. Если редуктор лодочного мотора исправен, то, когда мотор работает, вал с винтом успокаиваются сами. Если говорить о физическом проявлении данного процесса в момент, когда судно движется, то любые вибрации от разбалансированного вала будут отсутствовать. Если имеет продольный или поперечный люфт вала редуктора, то это серьезный повод, позволяющий предъявить продавцу нового мотора претензию. Если же покупался агрегат в состоянии б/у, тогда люфт редукторного вала заслуживает повышенного внимания. В случае , когда вал гребного винта загнут, или ощутимо его “гуляние”, придется полностью разбирать редуктор. Если же есть сомнения в параметрах люфта, тогда потребуется инструментальная диагностика, которую проводят индикатором биения. Данный прибор фиксируется на редуктор, затем поворачивается вал. Если отклонение больше 0.22 мм, то можно сказать, что гребной вал находится в негодном состоянии и, следовательно, придется разбирать редуктор.
Как меняют приводной вал и проводят ревизию редуктора ПЛМ
Вал редуктора лодочного мотора опирается на подшипники. Дифферент торсионного вала приводит его во вращение посредствам системы из шестерен переднего и заднего хода. Сальники обеспечивают всей связке герметичность. Эта информация важна, так как если редуктор подлежит разборке, то нужна ревизия всех рабочих узлов данного агрегата, чтобы при необходимости объем предстоящих ремонтных работ и перечень запчастей для мотора лодки, подлежащих замене, были расширены. К примеру, при люфте приводного вала, зачастую, в редуктор проникает вода, в результате это приводит к деформации соответствующего сальника.
Исходя из этого факта, если проводится диагностика и ремонт редуктора мотора лодки, то целесообразно иметь в запасе новый ремкомплект с сальниками и уплотнительными кольцами. Когда проводится обратная сборка редуктора, старые сальники вне зависимости от их состояния, меняются на новые.
Помимо этого необходимо позаботиться о наличии:
-
инструкции по эксплуатации, куда также включена спецификация запчастей для редуктора того лодочного мотора, который ремонтируется, и схема привода винта в разрезе;
-
набора головок с трещеткой;
-
горелки (если потребуется ослабить закисшую резьбу);
-
растворителя, с помощью которого очищаются подшипники и шестерни, а также компрессора, чтобы просушить детали сжатым воздушным потоком;
-
оправок соответствующих диаметров, чтобы проводить выпрессовку/запрессовку подшипников;
-
мягких прокладок из дерева или меди (если будет использованы в ходе работ тиски, пресс для выбивания деталей редуктора);
-
смазки и штатного масла, подходящее для модели конкретного лодочного мотора.
Перед началом работ необходимо убедиться, что мотор отсоединен от аккумулятора. После этого можно начинать разбор редуктора.
-
Мотор закрепляется в транспортном положении, то есть в крайнем верхнем.
-
С вала демонтируется гребной винт. Важно уложить гайки с шайбами в обратной последовательности, чтобы в конце правильно их разместить.
-
Датчик механизма переключения передач фиксируется в неподвижном положении.
-
Мотор переводится в положение, называемое “рабочим” - оно должно соответствовать вертикальному положению торсионного вала.
-
Под редуктор устанавливается чистая пустая тара.
-
Вентиляционная и заправочная пробки откручиваются, чтобы масло беспрепятственно слилось в емкость.
Когда масло сольется, стоит оценить его состояние. Если у примеси металлической стружки равномерная консистенция, напоминающая порошок (металлическая пленка, образуемая на поверхности масла), то это норма. Если в масле после слива заметны крупные, неравномерные осколки, это может указывать на механическую деструкцию вала, шестерен или подшипников. Такое часто встречается, когда выявляется люфт гребного вала. Если редуктор не подлежит полному разбору, а лишь нужно заменить масло в редукторе, то состояние металлических примесей является важным параметром диагностики.
Также внимание следует уделить и цвету масла в редукторе лодочного мотора. Шоколадный цвет только что слитого масла - норма. После того как масло немного отстоится, оно должно сталь желто-коричневым. Если смазка имеет кремовый оттенок, то, скорее всего, в редуктор попала вода и масло стало эмульсией.
Дальнейшим план работ после слива масла следующий:
-
Резиновая заглушка на торсионном валу снимается, затем демонтируется анодная пластина.
-
Открывается карман, внутри которого откручивается болт.
-
Откручиваются 4 винта, снимается боковая панель.
-
Если есть спидометр, то соответствующий разъем также отсоединяется.
-
На редукторе откручиваются все крепежные гайки, но не до конца, а до такого состояния, чтобы можно было сдернуть деталь с торсионного вала.
-
После того как редуктор будет сдернут, все крепления полностью откручиваются. При этом нужно обязательно придерживать редуктор.
Анализ состояния деталей редуктора ПЛМ, их обслуживание и замена
-
Гребной вал.
Именно люфт гребного вала становится первопричиной полной разборки редуктора. В результате вал подлежит полной замене, а повреждения, которые образуются в местах, где вал опирается на подшипники, соединяется с муфтой и шестернями, подскажут, какие еще запасные части вызывают проблемы.
-
Подшипники с шестернями.
Запчасти очищаются с помощью растворителя, просушиваются потоком сжатого воздуха, смазываются, после чего можно выявить признаки, указывающие на износ деталей - это могут быть царапины, измененный цвет металла, характер вращения и т.д. Изношенные запчасти меняются на новые.
-
Обоймы подшипников.
При обнаружении проворота в деталях, редуктор подлежит полной замене.
-
Сальники редуктора лодочного мотора с уплотнительными кольцами.
Причиной износа сальников коленвала может стать естественный износ или леска, которая наматывается на вал. Но главной причиной являются удары, возникающие при контакте вала с препятствиями. Из-за этого появляется люфт гребного вала, сальник деформируется, в редуктор попадает вода.
Если при замене сальника новая деталь “не садится” на место, то нужно смазать его внутри и также поверхности всех уплотнительных элементов силиконом.
Собирается редуктор и мотор в обратном разбору порядке. Важно не забывать смазывать всех запчасти мотора лодки.
Подводя итог, стоит сказать, что при появлении люфта нельзя не обращать на этот симптом внимания. Чтобы устранить люфт гребного вала лодочного мотора за один раз, целесообразно провести ревизию и сервис редуктора мотора, заменить изношенные детали, сальники и уплотнительные кольца.
Если собственник лодки не имеет необходимых слесарных навыков, тогда квалифицированные специалисты,занимающиеся сервисом и ремонтом ПЛМ, помогут устранить любые неполадки и проблемы.